Казалось бы, выбрать игрушку для ребёнка – просто: она должна быть яркой, звучащей или светящейся (для привлечения внимания) и на некоторое время завлекать малыша, дабы взрослые успевали делать свои дела. Однако сегодня всё больше родителей обращают внимание и на то, какой развивающий потенциал заложен в игрушке. И это правильно!
С рождения и до школьного возраста (6-7 лет) именно через каждодневную игровую деятельность ребёнок познаёт окружающий мир и формирует себя как личность. Каждый родитель согласится, что чем качественнее "входящая" информация, тем успешнее будет процесс познания и гармоничнее развитие (термин "гармоничное развитие" стоит понимать не просто как соблюдение принципа "всё лучшее – детям", а как то, что каждому возрасту нужна "своя" игрушка – по форме, цвету, материалу, развивающим функциям).
Если говорить в целом, то любой предмет должен отвечать одному простому правилу – игрушка не должна думать за ребёнка и предлагать готовые решения. Чем меньше деталей и конкретики, тем больше это способствует развитию; она должна лишь направлять мысль и давать простор для творчества. При выборе игрушек детские психологи напоминают: "Не нужно бежать впереди паровоза". Чтобы развитие было гармоничным, а ребёнок – счастливым, стоит придерживаться некоторых рекомендаций.
Психологи выделяют 7 категорий игрушек в соответствии с возрастными особенностями ребёнка:
• от рождения до 1 года – "игрушки от природы". В первый год жизни ребёнок изучает форму, текстуру, всё пробует "на зуб" – отдавайте предпочтение игрушкам из натуральных материалов (дерево, ткани): грызунки, ляльки, слингобусы.
• От 1 до 2 лет – "подражательные игрушки". Ребёнок с удовольствием всё повторяет, проигрывает повседневные действия – выбирайте объёмные шнуровки, пирамидки, вкладыши.
• В 2-3 года с развитием речи подражательные игры сопровождаются комментариями, ребёнок учится различать цвета – собирайте крупные пазлы, больше читайте.
• С 3 до 4 лет играйте в "игрушки из жизни", максимально приближенные к реальным предметам по форме и свойствам – кукольная мебель, машинки с простыми механизмами; для мелкой моторики хороши игры с кинетическим песком.
• В 4-5 лет ребёнок изучает "что из чего", понятие "часть-целое" – незаменимы конструкторы из разных материалов (дерево, пластик, магниты – "Магформерс"); делайте картины из пластилина, песка.
• С 5 до 6 лет отрабатываются навыки социализации – чаще играйте в настольные и подвижные командные игры.
• С 6 до 7 лет важно развитие личных интересов ребёнка – пробуйте разные наборы для творчества (выпиливание, выжигание, вышивание, плетение резиночками); познакомьте со всем их многообразием и научите обращаться с новыми инструментами.