Мамы и папы не раз это замечали: бывает, что малыши, играя с привычной игрушкой, однажды обнаруживают - она умеет издавать определенные звуки или подавать световые сигналы. И вдруг эта игрушка становится самым «изучаемым» предметом. Ребенок стучит нею, бросает на пол, пытается заглянуть внутрь, чтобы установить причину столь странного проявления.
Новорожденные уже владеют определенной информацией об окружающем мире
Ученые университета Krieger School of Arts and Sciences Aimee E. Stahl и Lisa Feigenson Университета Джонса Хопкинса (США) исследовали этот феномен, а результаты опубликовали в апрельском номере журнала «Science». Исследователи предположили, что новорожденные появляются на свет, владея уже определенной информацией об окружающем мире. А пополнять активно свои знания малыши начинают тогда, когда что-либо особенно привлекло их внимание.
«Когда дети удивляются, процесс познания происходит более активно», — утверждает Лиза Файгенсон, профессор психологии и нейробиологии университета Krieger School of Arts and Sciences. Ученые во время экспериментов с 11-месячными малышами демонстрировали им привычные предметы, но в неожиданных, странных ситуациях. Таким образом они побуждали малышей исследовать их и искать объяснение странному поведению объекта.
Дети хотели понять, как устроен объект
Одной группе детей показали мяч, который катился вниз по пандусу и затем останавливался у стены. Другая группа смотрела, как мяч катится вниз по трапу и, словно по мановению волшебной палочки, как бы проходит сквозь стену.
В предсказуемой ситуации малыши почти не реагировали на мяч, ведь ничего неожиданного для них не происходило. Чего не скажешь о малышах из второй группы.
Исследователи обнаружили, что дети не просто восприняли информацию об о удивительном объекте, они хотели понять, как же он устроен. Дети проверяли прочность мяча, ударяя его об стол и бросая его на пол.
«Оказывается, малыши не только оснащены базовыми знаниями о фундаментальных аспектах мира, но с самого начала их жизни они используют эти знания для расширения возможностей получения новых знаний», — сообщает Эмми Стал, научный руководитель и докторант в области психологии и нейробиологии.