Повышать качество школьных учебников предлагается с помощью интернет-ресурса «Народная экспертиза учебников». Отправляя на этот сайт фотографии или сканы страниц, зарегистрированные пользователи — родители, эксперты и т.д. — смогут таким образом сообщать об ошибках и неточностях, допущенных авторами учебных пособий. Публикация сообщений не станет самоцелью: предполагается, что их рассмотрят в Министерстве образования и науки РФ, в результате чего появившиеся на ресурсе жалобы могут стать основанием для исключения «некондиционных» учебников из перечня рекомендованных.
Инициатор проекта педагог, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Любовь Духанина сообщила «Русской планете», что идея о создании сайта «Народная экспертиза учебников» будет официально озвучена Министерству образования на следующей неделе. Источники финансирования площадки для «народной экспертизы» учебников в данный момент пока обсуждаются, но в любом случае это не будут бюджетные средства. По словам Духаниной, возможно, проект будет работать на спонсорские деньги.
«Мы будем делать или отдельный ресурс, или специальный раздел на сайте Общественной палаты Российской Федерации. Самое главное — это удобство портала, чтобы родители и эксперты максимально активно использовали его, — говорит Любовь Духанина. — Для родителей основным является ребенок и его развитие, они первые, кто заинтересован в том, чтобы к школьникам не попадали учебные материалы с ошибками».
А ошибок хватает. «В Общественную палату поступает очень много заявок о выявленных неточностях и орфографических ошибках в учебниках. Например, в учебнике для четвертого класса было написано, что российский флаг — бело-сине-голубой. К таким нелепостям относятся как к шутке, но на самом деле они имеют серьезные негативные последствия для развития детей», — отмечает представитель Общественной палаты.
В 2014 году при Минобрнауки заработал Научно-методический совет по учебникам, который исключил из перечня рекомендованных 1500 учебных пособий — то есть почти половину. По мнению председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева, работа сайта «Народная экспертиза учебников» как раз поможет Минобрнауки проводить этот естественный отбор. «Инициатива имеет очень позитивный посыл. Уже имеется опыт по созданию порталов, где аккумулируется общественное мнение. Я надеюсь, что такой сайт будет позитивно оценен и принесет свои плоды. Это серьезный инструмент для повышения уровня доверия общества к Министерству образования», — полагает столичный чиновник.
В свою очередь, Евгений Спицын, историк и педагог, автор многих учебных материалов по истории России для школьников, абитуриентов и студентов, автор книги по истории России для учителей и преподавателей, полагает, что сама постановка вопроса — тираж учебника отпечатан, поступил в школы и начинает проверяться народом — в корне не верна. «Возникает вопрос, кто рецензировал эти учебники и кто давал по ним заключение Министерства образования, почему учебные пособия получили гриф "Рекомендовано Министерством образования"? Похоже на театр абсурда. Учебник, который вышел из печати и получил одобрение от Минобрнауки, не должен содержать ошибок вообще. По-хорошему, нужно сразу разбираться с министерством, кто у них выступает в качестве главных рецензентов и кто вообще пропускает подобного рода литературу», — отмечает эксперт.
Поэтому Евгений Спицын предлагает создать механизм проверки состоятельности учебников на этапе сигнального экземпляра. «Общественная палата может спокойно делегировать своих представителей для проведения этапа общественной экспертизы, чтобы править ошибки до выхода учебника в большой тираж и использовать свой авторитет в обращении к властным структурам, — отмечает он. — А создавать для этого отдельный портал вовсе не обязательно. Я считаю, что сидящим на своих должностях людям просто нужно оправдывать как-то свое существование, показывать свою значимость и деятельность, вот они и выдумывают всякие инновации».