Директор департамента спорта высших достижений министерства спорта Российской Федерации Алексей Морозов рассказал о подготовке спортивного резерва страны, важности спартакиадного движения и его роли в подготовке резерва для сборной России, а также поделился впечатлениями от соревнований.
О Спартакиадах
В момент своего создания Спартакиады были аналогом Олимпийских игр. Связано это было с тем, что советских атлетов долго не допускали до участия в Олимпиадах. В итоге Спартакиады стали соревнованиями высочайшего класса, и победа в них ценилась больше, чем победа в чемпионате СССР.
Помимо проверки резерва для сборных команд Спартакиада спортивных школ является хорошей площадкой для проверки самих спортсменов. О чем речь? Ребята привыкают к нагрузкам, к уровню региональных соревнований, постепенно теряется мотивация. Привлекая их к участию в Спартакиаде, мы поднимаем уровень сложности, заставляем их расти, тянуться за лидерами и даем понять, что во взрослом спорте и на Олимпиаде всё по-другому.
О географии соревнований
Спартакиада дает возможность участникам познакомиться со страной, со спортсменами из других регионов. Тренерам – посмотреть, что их ждёт, регионам – взвесить свои возможности, силы, провести работу над ошибками. Это хорошие критерии оценки работы спортивной отрасли в том или ином регионе. Ведь мы наблюдаем не только за спортивным результатом, но и оцениваем качество организации на местах, уровень развития спортивной инфраструктуры.
С другой стороны, есть вопросы экономики. С этой точки зрения одному региону сложно взять на себя ответственность за всю Спартакиаду целиком. Кто осилит такую нагрузку? Наверно, только Москва или Санкт-Петербург. Но если мы все соберем в одной точке, то лишим ценного опыта остальные субъекты страны. Так что есть нюансы, их нужно обсуждать и находить приемлемый вариант, чтобы Спартакиады были интересны, а у спортсменов была возможность почувствовать её атмосферу.
О результатах 2016 года
Спартакиада спортивных школ прошла на традиционно высоком спортивном уровне. Для многих субъектов Российской Федерации – проверочный старт, возможность понять, как работают организации, готовящие резерв.
Конечно, не все было гладко. Где-то возникали спорные моменты по заявкам, а ведь Спартакиада – одно из самых строгих соревнований в плане заявок, потому что никаких параллельных зачетов здесь нет. Каждый спортсмен должен представлять только свою школу и свой субъект Российской Федерации. Заверяю вас, что таких моментов с каждым годом становится все меньше и меньше, что радует, мы все реже видим каких-то "подставных" спортсменов. В этом году все гораздо спокойнее было по заявкам и мандатным комиссиям.
О ближайшем резерве
Спартакиаду спортивных школ тяжело назвать соревнованием, где собрался ближайший спортивный резерв, ведь есть ещё Спартакиада учащихся и Спартакиада молодёжи. Призёров последней как раз можно назвать ближайшим резервом. В этом году, скажем так, был смотр юниорского резерва, который тоже помог нам понять, какие тенденции существуют, какие субъекты Российской Федерации развивают те или иные виды спорта, и на каком уровне.
В Спартакиаде спортивных школ принимали участие дети, которые позже станут серьёзными спортсменами и будут претендовать на попадание в составы сборных России. Но хочу напомнить, что у нас, как правило, есть такая тенденция – российские юниоры в большинстве видов спорта выступают на международных соревнованиях даже лучше, чем взрослые спортсмены. Большой вопрос, с чем это связано. У нас очень высокий юниорский уровень, и мы показываем результаты мирового класса. Что происходит со спортсменами дальше? Над этим предстоит еще много работать.
Задачи ФГБУ ФЦПСР
Подготовка резерва – это полномочия региона, а федеральный центр задаёт общую стратегию развития. Причем идет работа не только с самими субъектами Российской Федерации, но и с федерациями спорта. Таким образом, центр подготовки резерва подходит к решению задач с разных сторон. Для ФГБУ ФЦПСР и министерства спорта важны итоговые результаты – как сборные выступили на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Для регионов важно, сколько они подготовили детей.
После того, как в большинстве регионов создана приличная инфраструктура для подготовки резерва, мы перешли к тому, что начинаем делать ставку на качество кадрового состава и методик учебно-тренировочной работы.
О детях и юношах
В современной жизни соблазнов очень много. Не все ребята задерживаются в спортивных секциях и школах. Наша задача – не только привлекать детей к занятиям спортом, но и адаптировать к взрослой жизни. Это задача не только чиновников, но великих спортсменов – своим примером показывать, какие спорт открывает возможности в дальнейшем. И не только для чемпионов, но и для тех, кто просто любит спорт и ведет здоровый образ жизни.
Мы никуда не денемся о того, что надо нести спорт в массы, пропагандировать здоровый образ жизни и физкультуру, чтобы дети были гармонично развиты. Стране нужна физическая культура и спорт, если мы хотим иметь здоровое население и здоровую нацию.
Спартакиада не только дает базу для подготовки к дальнейшим соревнованиям. Это очень важное событие в жизни ребят. Здесь они начинают понимать, что их результат влияет не только на личные достижения, но и на общекомандный зачет. Юные спортсмены понимают, что вносят вклад в копилку своего субъекта Российской Федерации или города, села – они бьются за свою малую родину и школу.
Такие крупные старты подстегивают ребят к тому, чтобы они продолжали заниматься спортом, добивались новых результатов. Когда ты отвечаешь только за себя, на мой взгляд, это не так интересно. Когда ты участвуешь в таком большом проекте, как Спартакиада, где каждая медаль на счету, и каждый результат важен, это, конечно, придает соревнованиям огромный вес.
Для ребят это крайне важно. Чувство локтя, адаптация в коллективе, чувство ответственности, первые самостоятельные шаги в жизни и отличная проверка своих нервов – всё это получаешь во время больших стартов. Спартакиада – важный шаг не только перед Олимпийскими играми, чемпионатами мира и Европы. Спартакиада – шаг во взрослую жизнь.